Вебинары Дональда Калшеда «Травма и душа» 14-16 мая 2015

Профессиональное Сообщество Аналитических Психологов
при поддержке
Российского Общества Аналитической Психологии
и информационной поддержке
Московской Ассоциации Аналитической Психологии

14-16 мая 2015 года проводит лекции и семинары

в формате вебинара (онлайн-участия)

ДОНАЛЬДА КАЛШЕДА (США)

«Травма и душа»

Дональд Калшед доктор философии, юнгианский аналитик и клинический психолог, практикующий в Альбукерке, Нью-Мехико. Он член Института К.Г. Юнга в Санта Фэ, старший преподаватель и супервизор Межрегионального общества Юнгианских аналитиков. Читает лекции о травме и ее терапии в США и по всему миру. Он также один из ведущих сотрудников Центра интегративной динамической психотерапии в Альбукерке (), деятельность которого направлена на интеграцию аналитической психотерапии с новейшими открытиями в области теорий отношений, привязанности и современной нейронауки.

В своей первой книге «Внутренний мир травмы: архетипические защиты личностного духа» (1996, русское издание — 2001) д-р Калшед перекидывает мост между юнгианским подходом и психоаналитической теорией применительно к терапии травмы. В последней книге «Травма и душа: психодуховный подход к человеческому развитию и его прерыванию» (2013, готовится к изданию в России весной 2015 г.) исследуются одухотворенные или «мистические» аспекты в работе с травмой, то, как психотерапевтическая работа с пережившими травму иногда открывает доступ к миру души и духа. Он и его жена Робин живут зимой в Альбукерке, а летом – в Нью-Фаундленде в Канаде.

Книги Дональда Калшеда, вышедшие в России:
«Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа», Калшед Д.,
Пер. с англ.- М.: Академический Проект, 2001
«Травма и душа: психодуховный подход к человеческому развитию и его прерыванию» Калшед Д.: 2013
готовится к изданию в России весной 2015 г.

«Травма и душа»
Согласно К.Г.Юнгу и Д.В.Винникотту человеческая личность содержит в себе жизненную искру или «ядро» индивидуальности, которое должно быть персонализировано или воплощено в ходе развития человека, если имеется оптимальное психологическое здоровье и воодушевленная жизнь.

Однако если серьезная травма обрушивается на развивающуюся психику ребенка, страдание в воплощенной индивидуальности оказывается слишком болезненным, и невинное ядро Я отщепляется, и укрывается в бессознательном, где сохраняется. Там оно продолжает существовать как потерянная душа в анабиозе под заклятьем сил системы, направленной на выживание психики, ее самосохранения. После такого разделения Я переживший травму может чувствовать собственную «сломанность», «нереальность» и его или ее способность к интегрированной жизни ставится под вопрос.

Глубинная психология дает возможность возобновить контакт с потерянным ядром Я и, таким образом, возродить чувственную жизнь, творчество, полноценные отношения. Но мощные силы защитной системы противостоят этому исцелению и готовы вести ожесточенную борьбу за обладание душой. Чем закончится эта драматическая схватка между силами жизни и анти-жизни, во-многом зависит от того, насколько сильно связаны между собой аналитические партнеры и способна ли их взаимосвязь пережить многие шторма и стрессы, угрожающие сорвать терапию и привести ее к преждевременному окончанию.

В этом двухдневном семинаре мы рассмотрим эти темы, опираясь на новейшие открытия в областях теории привязанности, нейронаук, изучающих аффекты, и соматически ориентированной работы здесь-и-теперь в терапевтическом процессе.

Лекция и семинар «Потерянная и возвращенная Душа-Ребенок в психотерапии ранней травмы»

Когда травма поражает развивающуюся психику ребенка, происходит расщепление, в результате которого часть личности укрывается в «Божьем мире», то есть в организующей матрице мифопоэтической психики, в которой она остается жить в «анабиозе» как потерянная душа, охраняемая защитами, созданными системой самосохранения травмированной психики. В этой лекции, иллюстрированной слайдами, д-р Калшед расскажет о ряде драматических моментов в психотерапии переживших травму, в которых происходил прорыв к диссоциированным чувствам. В эти моменты часто появляются сны, в которых появляется потерянный или покинутый ребенок – часто находящийся под угрозой репрессивных сил психики. Докладчик покажет далее параллель мотивов этих снов и античных мифов о рождении и испытания, выпавших на долю Героя – того, кто несет двойную судьбу – частично человеческую, частично божественную.

лекция и семинар «Душа в аду и ее освобождение: понимание клинической депрессии в свете «Божественной комедии» Данте»

Выжившие после травмы часто говорят о своей жизни, что они «живут в аду». Эта патологическая ситуация порождается архетипическими защитами психики и их подавляющей властью над тем, что один психоаналитик назвал «потерянным сердцем Я». Психотерапия в таком случае включает в себя то, что средневековые теологи называли «Descendit ad Inferos» – мучительное нисхождение в «преисподнюю» для того, чтобы встретится с забытой и отчлененной болью ранней жизни пациента. «Божественная комедия» дает нам прекрасный пример такого нисхождения – путешествия Данте и его проводника Вергилия в царство «темного Владыки» Гадеса. В этой лекции д-р Калшед покажет то, как глубинная психотерапия в конъюнкции с нейронаукой аффектов и открытий в области теории привязанности дает ответ на основной вопрос, встающий перед нами в клиническом и литературном материале: как можно открыть запертый адский крипт и освободить заключенных в нем?

короткие лекции-дискуссии

1. «Юнг и диссоциация в свете новейших теорий травмы»
В этой лекции будет представлен обзор вкладов Юнга в теорию травмы в сопоставлении и противопоставлении их с современными нейронаучными представлениями об аффектах (Шор) и психоанализа отношений (Бломберг). Будет представлен случай, в котором произошло драматическое «разыгрывание» взаимной диссоциации. На примере этого случая лектор демонстрирует, как сон помог аналитическим партнерам прожить исходную травму, но теперь с другим исходом
2. «Переживание красоты в психоаналитической ситуации»
Красота человеческой души иногда сияет в процессе нашей психотерапевтической работы с травмированной психикой в таких формах, которые редко освещаются в литературе. В этой лекции д-р Калшед представит три клинические виньетки, в которых переживание красоты ознаменовало момент трансформации в процессе исцеления, и затем он предложит более широкое обсуждение о всеобщем переживании красоты и защит от этого.

3. «Травма, синхрония и паранормальный опыт в анализе»
В этой лекции докладчик представит ряд странных и впечатляющих историй о встречах психоаналитиков (включая Юнга) с необычными феноменами – все из которых имели отношение к «духовному». Пережившие травму особенно открыты к таким феноменам. Эти встречи дают нам возможность прикоснуться к другому миру «неординарной реальности». Они бросают вызов нашему видению того, как организован наш мир на основе известных физических законов, и, по-видимому, открывают нам область, лежащую «за пределами» нашего мира. Эти истории воссоединяют два мира и поэтому хороши для души.