«Сказки представляют собой наиболее чистое и простое выражение коллективного бессознательного, и потому они могут служить для нас великолепным средством исследования содержания нашей психики.»
Цель учебной программы:
Обучающая программа «Однажды в сказке. Сказкотерапия. Основы юнгианского анализа волшебных сказок и мифов: символ, трансформация, практика» направлена на глубокое погружение в основы работы с мифами, легендами и сказками через призму аналитической психологии. В ходе обучения вы разовьёте символическое мышление, овладеете юнгианских языком, научитесь применять сказки на практике. Программа направлена на исследование глубинных архетипов и процессов психики, а также психических травм и комплексов. Сказкотерапия — уникальный путь к самопознанию через сказки. Каждая сказка предлагает собственное решение человеческих проблем, моделей поведения или эмоций, которые повторяются от культуры к культуре.
Что вы освоите за программу?
- Принципы работы с архетипами через мифы и сказки
- Глубокое понимание структуры и основ психики по Карлу Густаву Юнгу, её элементов и архетипов.
- Методы анализа и интерпретации сказок в контексте юнгианского анализа и психотерапии
- Практике интеграции теневых аспектов личности и работы с комплексами
- Разовьете символическое мышление
- Получите практический опыт групповой работы с проживанием мифов, легенд и волшебных сказок
- Познаете глубину себя
Для кого предназначена программа?
- психологов, психоаналитиков, психотерапевтов любых направлений;
- студентов психологических ВУЗов
Эта программа создана для того, чтобы отправиться в удивительное путешествие по мирам мифов и сказок, где каждая история — это ключ к пониманию своей души и психики. Каждый участник, если дойдет до конца, подобно Герою, обретет навык, который поможет глубже понять себя и других через инструмент сказкотерапии! Сказки — это чистейшее и простейшее выражение коллективного бессознательного, и именно в них мы находим основные образы, отражающие глубокие уровни психики. Ведь Архетипы, проявляющиеся в сказках, отражают не только коллективное бессознательное, но и путь индивидуации — движения человека к целостности.
▶Нажмите, чтобы увидеть основные разделы программы◀
Вхождение в сказкотерапию. Этапы аналитической работы | Сказка: «Василиса Прекрасная». Через призму русской сказки изучим этапы алхимического, аналитического процесса. Путь героя через испытания и трансформации, аналогичные процессу юнгианского анализа. | 19 ч. (часы на 25-26 обучающий год), даты будут позднее |
Эго-комплекс и структура психики по Юнгу | Сказка: «Железный Ганс». Понятие, роль, функции, динамика развития и функционирования Эго, взаимосвязь с основными архетипами. Эго как центр сознания личности, ось Эго – Самость. Ассимиляция Эго содержания бессознательного. Понятия инфляции и дефляции Эго. Функции Эго. Процесс развития и становления Эго. Борьбу с внутренними конфликтами и процесс | 15 ч. |
Архетип Персоны | Сказка: «Ослиная шкура». Понятие, роль, функции, динамика развития, функционирования. Место Персоны в структуре психики. Персона как феномен репрезентации личности во внешнем мире. Динамика развития и функционирования Персоны. Связь и взаимодействие с другими архетипами. Тема масок, ролей и скрытой сущности. Как Персона скрывает истинную натуру и как анализ помогает раскрыть подлинное Я. Работа с архетипом Персоны: маскировка истинного «Я» и раскрытие | 15 ч. |
Архетипы Анима и Анимус | Миф о Пигмалионе и Галатее. Понятие, роль, функции, динамика развития. Четыре стадии развития архетипа Анимы/Анимуса. Теневые аспекты. Взаимодействие женских и мужских аспектов психики через мифическую историю творения и оживления идеального образа. Взаимодействие противоположных начал в психике. | 15 ч. |
Архетип Тень. Проекциия и интроекция | Сказка: «Одноглазка, двухглазка, трехглазка». Понятие, роль, функции, динамика развития, функционирования. Место Тени в структуре психики. Проявление Тени на личном и коллективном уровне бессознательного. Компенсаторная связь Персоны и Тени. Конфронтация Тени с Эго, последствия конфликта этих частей в психике индивида и в аналитическом процессе. Усиление Тени и невротические вспышки. Механизм проекций и их влияние на взаимоотношения и самовосприятие. Исследование теневых сторон личности. | 15 ч. |
Архетип Матери | Сказка: «Гусятница». Рассмотрим архетип Великой Матери и её влияние на развитие личности. Понятие, роль, функции, динамика развития, функционирования. Условно теневые и светлые стороны архетипа. Связь с материнским комплексом. Реальная мать и архетипическая Мать. Участие и динамика архетипа в процессе индивидуации. Изучим материнские аспекты психики и их влияние на развитие личности. | 15 ч. |
Архетип Отца | Сказка: «Румпельштильцхен». Важность отцовского архетипа в становлении и развитии личности. Понятие, роль, функции, динамика развития, функционирования, его условно теневые и светлые стороны. Связь с комплексом Отца. Реальный отец и архетипический Отец. О власти и зрелости через образ Румпельштильцхена. Отец как символ власти и порядка в психике. | 15 ч. |
Архетип Сенекса. Дух-проводник | Сказка: «Меч Мерлина». Понятие, роль, функции, динамика развития, функционирования. Его условно теневые и светлые стороны. Архетип Мудреца, как одна из стадий развития архетипа Анимуса/Анимы. Архетипическая пара Пуэр/Пуэлла — Сенекс. | 15 ч. |
Психическая травма и комплексы | Миф о Прометее. Формировании комплекса и его составляющих. Отношения Эго и комплекса: констелляция комплекса, длина волны комплекса. Индивидуальный и культурный комплекс. Роль комплексов в процессе индивидуации. Современное понимание комплекса. Общие принципы работы с комплексами в психотерапии. Травма и система самосохранения психики. Аффект и комплекс – личностный и архетипические уровни. | 15 ч. |
Архетип Самости | Сказка: «Принц Линдворм». Теоретические и концептуальные предпосылки поиска основы личностной структуры. Роль и функции Самости. Дуальность и объединение противоположностей. Теневые аспекты Самости. Самость как трансцендентный центр психики. Связь и взаимодействие с другими архетипами. Путь героя к целостности и обретению самости. История о том, как внутренние конфликты могут быть разрешены через интеграцию разных аспектов личности. Обретение целостности через интеграцию разных аспектов психики. | 15 ч. |
Завершающая сказка: выход из процесса | Сказка раскроется ближе к окончанию программы. Завершение программы символизируется сказкой, отражающей окончание внутреннего пути и интеграцию всех элементов психики. | 6 ч. |
Финальный шеринг и обсуждение эссе | Итоговый этап программы, на котором участники делятся своими открытиями, обсуждают написанные эссе и подводят итоги обучения. | 3 ч. |
Структура программы включает в себя как теоретическую, так и практическую части, обеспечивая глубокое понимание материала и интеграцию знаний через непосредственный опыт работы со сказками, мифами и архетипами.
▶Нажмите, чтобы увидеть cтруктуру программы по юнгианской сказкотерапии◀
Теоретическая часть | Практическая часть | Завершающий этап |
Теоретическая часть идет отдельной лекцией и включена в формат обсуждения, параллельно с изучением сказок. Основное внимание уделяется: 1. Обсуждению ключевых понятий юнгианской аналитической психологии (архетипы, Эго, Персона, Тень, Анима/Анимус, Самость). 2. Разбору сказок, мифов и легенд как отражений коллективного бессознательного. 3. Примерам из практики аналитической психологии. 4. Анализу ситуаций из жизни, которые иллюстрируют работу архетипов. Важным элементом является самостоятельная работа слушателей с рекомендованными текстами: сказками, мифами, трудами Карла Густава Юнга, Марии-Луизы фон Франц и постюнгианцев. Это способствует лучшему усвоению теории и подготовке к практическим занятиям. | Практическая часть программы направлена на интеграцию теоретических знаний через личный опыт работы со сказками в групповых упражнениях. Участники получают: 1. «Опыт клиента», погружаясь в процесс анализа сказок, мифов и архетипов с терапевтической целью. 2. «Опыт психолога», отрабатывая навыки работы со сказкой в юнгианском подходе. Это включает интерпретацию архетипов, анализ коллективных и личных символов, а также развитие навыков активного воображения. Практическая работа включает: Групповую работу с мифами, преданиями, легендами и волшебными сказками. Погружение в архетипические сюжеты через анализ сновидений и творческие упражнения. Обсуждение инсайтов и выводов после практических занятий. | На финальном этапе участники проводят шеринг, где делятся опытом прохождения программы, обсуждают личные трансформации и изменения, которые произошли в процессе работы со сказками. Также проводится финальное эссе, которое включает: 1. Анализ одной из сказок, проработанных в ходе программы, или сказка на выбор в индивидуальном порядке. 2. Размышления над личными архетипическими процессами, которые были осознаны в ходе обучения. |
Преподаватель программы:
Гусарова Стелла Умаровна, аналитический и клинический психолог, юнгианский сказкотерапевт; магистр наук; соискатель на степень к.псх.н., преподаватель, супервизор ОППЛ/EAP, кандидат ААПР/ IAAP, действительный член ПСАП.
Для обучения на программе слушателю обязательно быть в личной терапии/анализе или начать личную терапию параллельно с обучением. Для зачисления в программу необходимо пройти собеседование.
Условия посещения программы: Если студент пропускает одну тему (три встречи подряд), то отчисляется из программы. Запись встреч программы не ведется. Количество студентов от 6 до 12 человек.
Теоретическая лекция: 3 часа, раз в блок
Практический семинар: 4 часа, раз в неделю
Старт: сентябрь 2025 года, каждую среду с 16:00 по 20:00 (мск)
По окончании программы выдается сертификат ИАПиПДО, 132 ч. (Часы на программу 2024-2025). Часы на на 25-26 учебных год — 168 ч.
Обучение проходит онлайн на платформе ZOOM в групповом формате.
Стоимость обучения на 2024-2025 учебный год:
Оплата делится на несколько блоков. Оплата производится в рублях на р/с ИП Гусарова, банк РФ.
12.000 т.р., блок одной темы из 3-х встреч
67.000 т.р., блок из 6 тем, 18 встреч
122.000 т.р., полная стоимость всей программы, 33 встречи
Заключается юридический договор.
Цена на 25-26 будет отличаться.
▶Записаться на обучающую программу «Юнгианская сказкотерапия»◀