ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КУРС О.В. ЗОГРАБЯН

Приглашаем на практико-ориентированный курс «Индивидуация человека переживающего кризис середины жизни: возможности  трансформации  личности в рамках психотерапии».  

Когда полжизни прожито, человек сталкивается с мощным процессом турбулентности своего сознания и бессознательного, который ставит его перед лицом жизненного тупика. Очень часто этот поворот знаменуется важными социальными и личными событиями, потерями, неудачами, ранами. Этот поворот ставит человека перед лицом смысла, бессмысленности, смерти и божественного. В этот период клиенты часто обращаются в анализ с различными терапевтическими запросами, за которыми стоит мощный образ кризиса и трансформации.

Данная учебная программа поможет слушателям воскресить, освоить и переосмыслить различные стороны кризиса середины жизни, понять символические параллели процессов трансформации, вычленить глубинную логику развития оси Эго-Самость и динамику бессознательного и, конечно, подготовиться к работе со взрослыми клиентами, нуждающимися в аналитическом сопровождении в переломные моменты жизни. Архетипические последовательности, задающие развитие кризиса будут проявляться в материале клиентов и требовать осознания и проработки. Исследование ведущих мифов и символических сюжетов в течение курса  позволят слушателям прикоснуться к живому процессу аналитической работы.

Преподаватель программы:  Зограбян О. В. аналитический психолог, преподаватель психологии,  магистр психологии, кандидат РОАП/IAAP

Количество учебных часов: 72 часа

Начало занятий: март 2019 года

По окончании участникам выдается сертификат от ИАПиПДО

 

Темы курса:

  1. Развитие взрослой личности: кризисные теории развития взрослого.
  • Анализ психологических концепций развития. Ранние психологические концепции развития: взрослость как период «окаменелости»;  «теории рекапитуляции»; современные теории развития (А. Адлер, Э. Фромм, В. Франк,  Э. Эриксон). Культурно-исторический подход к развитию. Теория развития З. Фрейда.
  • Юнгианский взгляд на становление человека в процессе жизни (К. Юнг, Э. Эдингер, Дж. Холлис, М. Стайн, Д. Хиллман). Понимание проблемы возрастных кризисов в аналитической  психологии. Первая и вторая половина жизни (К.Г. Юнг). Задачи каждого этапа.
  • Понятие кризиса и роль кризиса в развитии (Э. Эриксон, Ф.Е. Василюк, В. Франкл,  И.Г. Малкина-Пых). Отличия кризисов периода взрослости от кризисов детства. Специфика кризиса середины жизни (Б. Ливехуд, В. Франкл, Г. Шихи., Г. Крайг).
  • Юнгианский взгляд на кризис середины жизни (К.Г. Юнг, Э. Эдингер, Дж. Холлис, М. Стайн, Д. Хиллман, Д. Шарп).

 

  1. Феноменология кризиса середины жизни.
  • Определение и описание кризиса середины жизни. Причины, признаки и симптомы надвигающегося кризиса.
  • Причины кризиса середины жизни. Кризис как испытание на соответствие существующих параметров эго  новым жизненным требованиям. «Детские» (незрелые) стратегии поведения как одна из причин возникновения кризиса.
  • Феноменология кризиса: Особенности поведения (снижение эффективности поведенческий решений); Особенности отношений с людьми (детская позиция в отношениях, слабое принятие Другого); Особенности самоотношения (разочарованность, эмоциональная жесткость, нереалистичное неполное представление о себе, игнорирование негативных сторон собственной личности), характеристики социальной реализации (неудовлетворенность социальным и профессиональным положением, материальным статусом). Переживание неудачи в самореализации (в профессиональной и личной сфере). Неудовлетворенность отношения с партнером (неудачи в браке), трудности с детьми. Сексуализация, зависть, страх и стыд как эмоциональные препятствия в прохождении кризиса и выходе из него. Эксплуатация сексуальности.
  • Образный ряд кризиса: ведущие символы кризиса-неудачи, потеря, тупик. Основные психотерапевтические запросы клиентов и их телеологический смысл (К.Г. Юнг и др.). Греческий миф о Титоне: символизм клиентского запроса. Подмена религиозной образности сексуальными сюжетами.
  • Основные переживания кризиса. Переживание потери смысла жизни (Э.Эдингер, Д. Хиллман, Ф.Е. Василюк, М.Стайн). История Моисея: библейский миф – метафоры сопротивления смыслу и его возрождение.

 

  1. Прохождение и выход из кризиса середины жизни
  • Стадии вхождения в кризис: феноменология, ведущие переживания и нарративы. История Иова и ее аналитические трактовки (К.Г. Юнг, Э. Эдингер).  Особенности процессов переноса и контрпереноса на начальных этапах анализа при запросе на прохождении кризиса.
  • Цели и этапы успешного прохождения кризиса: изменение общего вектора развития; обращение человека к его духовному (религиозному) развитию; неуспокоенность; генеративность; принятие наступившей ограниченности своих физических возможностей; эмоциональная гибкость; духовная гибкость; изменение целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения; изменение значимости другого; чувство меры; изменение отношения к смерти. (М. Стайн, Э. Эдингер, Дж. Холлис).  Зрелая зависимость и постоянство сексуальной страсти как новообразования кризиса.
  • Этапы прохождения кризиса (По М. Стайну): распад героического сценария и устаревание Персоны; стадия лиминальности. Проявление архетипа Тени и отказ от регрессивных установок Эго (патриархальный анимус); выход из кризиса (Преодоление патриархальной установки Анимуса/Анимы). Гендерная специфика переживания кризиса. «Фауст» Гете: личная и архетипическая тень. Символы неудачи, власти и свободы.
  • Выбор новой жизненной стратегии, как результат успешного прохождения кризиса средних лет (К. Юнг, Б. Ливехуд, Э. Эриксон, Г. Крайг). Понятие и характеристики (состав) жизненных стратегий (А. Адлер). Формирование новых отношений с Самостью. (К. Юнг, Э. Эдингер, М. Стайн). Трансформация человеческих отношений, отказ от поиска Эдема и принятие партнера в человеческом измерении (отказ от незрелой конкуренции, способность к прощению, принятие помощи, зрелая любовь и принятие недостатков партнера и его ограничений, неизбежность потери и расставания, защита границ пары и осознание роли Другого в жизни) (Кернберг О.Ф.).
  • Связь между кризисом середины жизни и качеством жизни во второй половине жизни. Кризис середины жизни и выбор стратегии старения (стратегии самореализации во второй половине жизни). Переструктурирование комплексов и гибкие отношения с Эго, комплексами и Самостью. Опора на архетипические энергии. Новые возможности взаимодействия с коллективной психике. Осознание мировосприятия  (Коллективное доминирующее мировоззрение).

 

  1. Цели терапии кризиса середины жизни
  • Формирование аутентичности в аналитическом процессе: Проработка отношений со временем и большее принятий реальности жизненных обстоятельств и себя (своего положения и возрастной телесности, выстраивание обновленных отношений с собственным телом) (Дж. Холлис). Развитие переноса в анализе. Типы проецирования на терапевта и проработка объектных отношений. Архетипический перенос в терапии личности с кризисом середины жизни.
  • Разидентификация с устаревшими аспектами идентичности: проработка разидентификации личности с различными прежними ролями. (Отделение Эго от Персоны в противовес регрессивному восстановлению персоны по Юнгу); проработка отношения с тенью, осознание и принятие отвергаемых сторон личности (Роберт А. Джонсон). Перенос в логике метафоры внутреннего целительства.
  • Формирование нового: Терапевтическая работа по осознанию проекций и их устранение (М.-Л. Фон Франц); выстраивание новых отношений с внутренней феминностью/маскулинностью (Дж. Стайнер); поиск собственного призвания у клиента в психотерапии; осознание личностной значимости профессионального выбора и следование за ним (Т. Мур).
  • Формирование религиозной позиции. Поиск глубинного истинного Я и переживание отношений с ним как критерий ценности жизни (развитие оси Эго Самость, ориентация на Самость) (М. Якоби, Э. Нойман, Э. Эдингер). История Ходжи Насреддина: этапы отношения с Самостью. Разидентификация архетипических образов с конкретными людьми, включая терапевта.

 

  1. Сновидения как трансформационное пространство кризиса середины жизни
  • Сновидения и история вопроса: психоаналитический и юнгианский подход (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Дж. Холл).
  • Особенности сновидений людей переживающих кризис середины жизни (сны до кризиса сны в кризисе и сны людей выходящих из кризиса: различие символики) Символический смысл больших и малых снов. Ведущий образа катастрофы в сюжете сна.  Архетипы апокалипсиса.  Архетип Самости. Специфика отношений с бессознательным через сновидение. Эмоционально-личностные реакции как индикатор развития сновидного Эго. Переживание потерянных надежд и расставание с детскими частями личности в сновидениях. Обновление символов управляемости жизнью в сновидениях. Смысловая обработка тревоги в сновидениях на этапе кризиса и на этапе выхода из кризиса. Трансцендентная функция сновидения. Создание обновлённых символов отношений между Эго и Самости предвещающих окончание переживания кризиса. Образ терапевта и клиента в сновидениях.
  • Работа со сновидение клиентов проходящих психотерапию на этапе кризиса середины жизни (М. Конфорти, Дж. Хилл, Дж. Холл). Сны и синхронистичные события (М.-Л. фон Франц). Признание ведущий функции символической реальности как результат психотерапии. Соединение с архетипическими сюжетами сновидения для обновления личного мифа. Теологическая функция терапии усиление оси Эго- Самость.

 

  1. Общие стратегии трансформации человека в анализе и психотерапии.
  • Юнгианский подход к трансформации психики клиентов проживающих кризис середины жизни.
  • Проработка стадий кризиса середины жизни и этапы терапевтического процесса. Сходство и отличие терапевтических стратегий на начальном основном и завершающем этапе терапии. Романы Стругацких как модели удачной/ неудачной трансформации в кризисе.
  • Клинические иллюстрации: описание кризисов середины жизни из психотерапевтической практики. Создание личного символического сюжета конденсирующего переживание кризиса. Юнгианское исследование мифологии, трактовка мифов иллюстрирующих коллективных процессов прохождения кризисов. Примеры проживания кризиса середины жизни в литературе и кино. Культурные образы и образцы трансформации человека в середине жизни. Романы П. Коэльо: язык трансформации обыденного.
  • Исследование типов трансформации на материале культурных образов: мужская и женская трансформация (общее и различие). София и Мудрец как архетипические образы трансформации. Трансформация развития: по Р. Джонсону/Дж. Холлису/Г. Шихе/М. Л. Фон Франц/ М. Стайну. Поэтика А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого: архетипические черты трансформации в русской ментальности (герои и героини).

Для записи на курс пришлите письмо на следующий адрес: institut.a.psy@yandex.ru