Приглашаем на обучающий курс по работе со сновидениями в аналитической психотерапии. 

Ведущая:  М. В.  Ломова-Стамарская, кандидат психологических наук, юнгианский аналитик, индивидуальный член IAAP, член МААП. Аналитик, супервизор, преподаватель  IAAP/ РОАП.

Курс будет полезен тем коллегам, которые имеют свою практику и хотели бы углубить и расширить свои возможности работы со сновидениями пациентов. Курс представляет собой лекционно-семинарско-супервизорский формат.

Занятия проводятся раз в две недели. С марта. Предусмотрено 14 занятий. Длительность одного занятия — 4 академических часа. Каждое занятие включает в себя часовую лекцию, часовой семинар и двухчасовую практику, в течение которой мы будем разбирать сновидения пациентов в соответствие с представленными теоретическими концепциями. 

Последовательный тематический план занятий:

I. Принятая в юнгианском анализе структура сновидения.

Лекция 1.

  • Экспозиция: начальная сцена, действия эго-сновидца, другие действующие лица, временная рамка
  • Развитие, изменения, появление новых действующих лиц, изменение сцены, изменение действий сновидица;
  • Кульминация или перипетия (нечто неожиданное, какая-то преграда, загвоздка).
  • Разрешение, результат, завершение, разрядка.
  • Семинар. Зачем нам нужна структура сна?

 

Лекция 2.

  • Работа со сновидением самого сновидца.
  • Отношение к сновидениям. Степень самостоятельной работы.
  • Степень помощи аналитика в определении чувств, ощущений, мыслей, интуиций в сновидении.
  • Чувства/ощущения/ мысли/ образы/ интуиции и предчувствия.
  • Ассоциации. Спираль ассоциаций. Что это? Как работает?
  • Семинар. Внутренняя работа аналитика со сновидением пациента. (Чувства, ощущения, мысли, интуиции аналитика. Ассоциации и амплификации). Когда нельзя начинать интерпретировать.

 

Лекция 3. Работа с комплексами. Работа с комплексами в сновидении.

  • Анализ и синтез.
  • Семинар. Методы связывания элементов комплексов в интегративное целое.

Лекция 4. Сновидения и 4 первичных аффекта.

  1. Аналитическая техника работы по нормализации.

а) снижение аффективного заряда;

б) фокусировка на ощущениях;

в) нормализация содержания;

г) смещение фокуса с содержания на чувственные компоненты.

Семинар. Приостановка интерпретаций пациентом.

 

Лекция 5. Первичная работа со сновидением в пространстве  анализа, пространстве «между»: признаки уместности начала работы с интерпретациями.

  • Интровертная/экстравертная установка психики;
  • Семинар.  Установка на субъективное/объективное.

 

Лекция 6. Уровни развития психики пациента; структура психики пациента; стадия личностного развития по Маллер, Пиаже, Эриксону, Слободчикову. Ведущий этап психического развития в аналитических отношениях на данный момент времени.

Семинар. Ведущий этап в разрезе сновидения.

 

Лекция 7. Характер переноса; интенсивность. Характер контрпереноса; интенсивность. Развитие эго сновидица.

Семинар. Образ аналитика. Фазы появления образа аналитика в сновидении.

 

Лекция 8. Соотнесение уровня, структуры и ведущего этапа с характером обратной связи от аналитика.

Семинар. Уровни интерпретации: эмпатическая, понимающая, развивающая, обогащающая, провокативная, амплификативная, майевтическая. Ограничения на использование различных видов интерпретации в зависимости от уровня развития психики пациента и этапа в анализе.

 

Лекция 9. Степени проявления психического содержания в сновидении  по уровням:

а) индивидуальный

б) коллективный

в) архетипический

Семинар: Выбор уровня сновидения для ведущей интерпретации.

 

II. Работа с индивидуальным уровнем бессознательного и личной историей. Ограничения в работе со слоями сновидения.

 

Лекция 10. Соотнесение элементов сна с текущей жизненной ситуацией. Соотнесение элементов сна с  личной историей. Параллели и ассоциации.

  1. Соотнесение элементов сна с текущей жизненной ситуацией;
  2. Соотнесение элементов сна с личной историей;

Семинар. Вычерпывание методом интерпретации всех возможностей индивидуального уровня. Когда можно и целесообразно переходить к коллективному уровню?

 

III. Работа с коллективным уровнем бессознательного и семейной конфигурацией. Ограничения в работе со слоями сновидения.

Лекция 11. Соотнесение элементов сна с историей семьи. Соотнесение паттернов в сновидении с семейными сценариями, проявляющимися в анализе.

Семинар. Исчерпание методом интерпретации всех возможностей коллективного уровня. Амплификация. Редуцирование. Когда можно и нужно учитывать архетипический уровень в интерпретации?

 

IV. Работа с архетипическим уровнем бессознательного и семейной конфигурацией. Ограничения в работе со слоями сновидения.

Лекция 12. Последовательное соотнесение элементов сна с архетипическими образами и символами. Перекрестное соотнесение элементов сна с мифами, сказками, легендами и религиозными сюжетами.

Семинар. Амплификация или редукция?

 

V. Работа с алхимическими стадиями в анализе сновидений.

Лекция 13. Соотнесение элементов сна с алхимической стадией.

Семинар. Выбор времени для привнесения данного материала в сознание пациента.

Лекция 14. Выбор языка интерпретации. Временной интервал в размещении личных элементов в алхимическом контексте.

Семинар. Аналитическая техника «отказа от знания».

Лекция 15. Дополнительная. Работа с травматическими сновидениями. Метаинтерпретация. Работа с сознанием. Развитие эго сновидица. Люцидные сновидения.

Семинар. Ресурсоориентированная работа. Введение балансирующих образов.

Лекция 16. Дополнительная. Работа с повторяющимися образами в сновидении. Смещение эго сновидица на сопутствующие образы в сновидении. Интерпретация установок.

Семинар. Работа с сопротивлением.

Лекция 17. Дополнительная. Работа с трансформационными сновидениями. Сонастройка. Резонансный метод.

Семинар. Архетипическая сопричастность.

Лекция 18. Дополнительная. Техника работы со сновидениями с пациентами «без сновидений».

Семинар. Показания для работы со сновидениями с использованием рисунка, моделирования, игровой драмы. Ограничения для работы с такими техниками.

 

 

Возможен набор очной и интернет-группы для участников из других городов.

Занятия проводятся в центре Москвы.

День занятия определяется по согласованию с группой.

Стоимость занятия 3000 рублей.

По окончании участникам выдается сертификат от ИАПиПДО

 

Для записи на обучающий курс пришлите письмо по адресу: institut.a.psy@yandex.ru